Zangi ota ziyoratgohi haqida internet ma'lumotlari. Мавзолеи Суфия Зангиата, который был очень популярен в Ташкенте, и его жены Амбар биби — были, очевидно, построены Тамерланом в девяностых годах XIV-го столетия. Настоящее имя Зангиата — Шейх Ай-Ходжа. Прозвище Зангиата («Занги-ота») означает «черный». Он родился в семье потомков Хазрата Арслана бобо. Он также был пятым «муридом» суфия Ходжи Ахмеда Ясави, которого называют духовным предком всех Тюркских племен Центральной Азии и Казахстана. Комплекс мавзолея состоит из следующих строений: мечеть Намазгох (1870); минарет (1914—1915); мавзолей Зангиата; внутренний двор с жилыми кельями (см. рисунок — вход в жилые кельи) — худжрами бывшего медресе (18-й — XIX-й века.); кладбище с мавзолеем Амбар биби.
Мавзолей Занги-Ота
И вначале, все же, немного расскажу о самом Занги-ота.
Конечно, каких-то точных и достоверных данных о его биографии не сохранилось и есть лишь несколько обрывочных, но достаточно достоверных фактах о нем и его жизни. Вообще-то, Занги-ота был пастухом, и практически всю свою жизнь пас скот, перегоняя общественные стада с одного пастбища на другое. Тут, конечно, следует обратить ваше внимание на то, что в то время профессия пастуха была очень почетной, потому для многих жителей домашний скот был основным достоянием и источником питания.
Многие источники сообщают о том, что Занги-Ота был признан святым покровителем пастухов и скотоводства, да, это действительно так, хотя, это была его основная и единственная работа, которой он всю свою жизнь зарабатывал себе на хлеб. А святым он стал, скорее потому что был «…духовным пастырем людской общины - разрешал споры, утешал сердца, наставлял в вере, исцелял больных и даже совершал чудеса». И в то смутное время, когда в этом регионе постоянно происходили какие-то междоусобные и очень кровопролитные воины и многие города, в числе которых был и Ташкент, по большей части были в руинах, простым мирным жителям был просто необходим такой человек как Занги-Ота.
Конечно же, Занги-Ота, был очень не простым человеком. Его настоящее имя шейх Ай Ходжа ибн Тадж Ходжа ибн Мансура и он был племянником, а в последствии и учеником, самого Ахмеда Яссави - знаменитого суфийского поэта, философа и проповедника, если не ошибаюсь, XII века... т.е. Занги-ота был суфием, у которого, впоследствии, тоже было множество учеников, некоторые из которых с проповедями, доходили даже до Урала.
Мавзолей Занги-Ота находится в 11 километрах от Ташкента в одноименном поселке Занги-ота. От ближайшей станции метро ехать до него около 30 минут на обычном городском автобусе, маршрутное такси довезет за 15-20 минут
Построен мавзолей был в XIV веке. И с его строительством тоже связанно много тайн и легенд. Позже, Мавзолей постоянно перестраивался и к нему пристраивались различные здания, одно из которых здание медресе, построенное в VIII веке и изящный кирпичный минарет, построенный в начале XX века.
Рядом с мавзолеем Занги-ота, на территории ныне действующего мусульманского кладбища, находится мавзолей жены шейха Занги-ота, святой Анбар-Биби. Мавзолей Анбар-Биби, был поставлен не потому что она являлась женой святого шейха, а потому что она, согласно народным преданиям, была покровительницей женщин и матерей. И как мне сказал, смотритель мавзолейного комплекса, она была неким посредником между женщинами и шейхом. Потому что сами женщины не всегда решались обратиться к самому Занги-ота за помощью или советом и поэтому обращались к его жене, а уже она потом если могла разрешить какую-то проблему, помогала сама, ну, а если что-то серьезное, то обращалась к мужу.
Кстати, она была Хафизом, т.е. человеком, знающим Коран наизусть, а это уже о многом говорит.
И еще один примечательный рассказ, услышанный мною из уст, смотрителя мавзолея, кстати, очень приятного и доброго в общении человека.
Еще до того как Занги-ота и Анбар-Биби поженились. Анбар-Биби было ведение, в котором было сказано что вскоре к ней придет черный мужчина, за которого она выйдет замуж.
В общем-то, в последствии, так оно и случилось. Уже после встречи, когда пастух снял свой чапан (халат) в котором обычно был на пастбище и пас скот под палящим солнцем, то она увидела что на самом деле он был не весь «чернокожий», а только до плеч… ну, тут, я думаю, не нужно пояснять, что он был сильно загорелым, за что в последствии и получил свое прозвище Занги-ота, т.е. «чернокожий»
Ну, а, вот теперь перейду к самим фотографиям.
В основном представлены фотографии фасада самого мавзолея и зданий находившихся во дворе.
Сейчас мавзолей является действующим и то время пока я пребывал там, праздно фотографируя, люди приходили туда молится, поэтому внутрь самого мавзолея я заходить не стал, потому что, во первых, я являюсь представителем совершенно другой религии и не знаю элементарных правил поведения внутри, ну и потом... я не имею никакого права мешать людям совершать молитву, сверкая внутри своей вспышкой.
Toshkent viloyati. Zangi ota yodgorlik majmuasi
XIV asr oxiri - XV asr boshi. Tug'ilgan yillari noma'lum. O'rta osiyolik avliyo yoki "podachilar piri ". Ba'zi ma'lumotlarga ko'ra, Zangi ota Toshkent shahrida tug'ilgan va yashagan. Zangi otaning asli ismlari Oyxo'ja ibn Toshxo'ja bo'lgan. Ahmad Yassaviyning ustozi Arslonbob Eshonning avlodi (evarasi) hisoblanadi. O'ta qora tanli bo'lganligi uchun zangi (zanji), deyishgan. Tasavvuf ilmining targ'ibotchisi, Zangi ota turk-Islom olamidagi ulug mutafakkir va mutasavvif donishmandlardan biri bo'lib, uning nomi faqat Movarounnahrda emas, balki Xuroson xalqlari orasida ham ma'lum va mashhurdir.